С самолета местность фотографируют аэрофотоаппаратами (АФА). Фотографирование с целью получения топографических карт ведется при вертикальном положении оптической оси фотокамеры: отклонение допускается до 3°. Проектирующими лучами при этом являются лучи, идущие от точек местности через оптический центр объектива фотокамеры до плоскости снимка, расположенной горизонтально. Если местность будет горизонтальной, то изображение на снимке получится в центральной проекции, не отличающейся в пределах снимка от ортогональной проекции. Практически можно считать планом изображение, полученное при разности высот точек на местности до 100 м и отклонении оптической оси фотокамеры до 10°.

Местность, однако, весьма редко бывает горизонтальной, а из-за рельефа изображение на аэрофотоснимке не будет подобным изображению в ортогональной проекции, которое требуется для карты. Масштаб аэрофотоснимка в разных его частях не будет одним и тем же, за исключением средней части снимка. Чтобы освободиться от этих недостатков, положение опознаков на аэрофотоснимке при трансформировании исправляется за рельеф, а, кроме того, при монтировании фотоплана используют средние части трансформированных снимков.

Для некоторых целей производят аэрофотосъемку при наклонном положении оптической оси А ФА. Такую аэрофотосъемку называют перспективной, потому что изображение на снимках получается в перспективной проекции.

Ввиду того, что в связи с изменением высот местности на одном маршруте аэрофотосъемки изменяется высота фотографирования, масштабы даже смежных аэрофотоснимков маршрута бывают разными. При трансформировании все аэрофотоснимки приводят к одному масштабу — масштабу топографической карты. Однако до трансформирования аэрофотоснимков отпечатки их на фотографической бумаге, полученные непосредственно с негатива и называемые контактными отпечатками, представляют собой ценный материал для изысканий и проектирования инженерных сооружений. На аэрофотоснимках ситуация местности изображается полностью, до мелких деталей, изобразить которые на карте невозможно, к тому же масштаб снимков всегда в 1,5 — 2 раза крупнее, чем масштаб карты, которую предполагают составлять, используя эти снимки. Кроме того, изучение характера местности для целей строительства еще больше облегчается посредством стереомодели, которую можно наблюдать в стереоскоп по паре смежных аэрофотоснимков.

Кроме отдельных аэрофотоснимков, для строительства используют фотосхемы, составленные из нетрансформированных снимков либо путем «накидного монтажа», когда необрезанные снимки накладывают одйн на другой (рис. 112), либо путем приклеивания к какой-либо основе средних частей снимков, обрезанных в местах перекрытий по общим контурам местности, изображенным на смежных снимках. При использовании фотосхем для изысканий и проектирования сооружений необходимо учитывать, что снимки могут иметь разные масштабы. Для определения масштаба аэрофотоснимка следует пользоваться формулой (Х1У.4), для чего необходимо измерить на местности и на снимке, по меньшей мере, по две примерно перпендикулярные между собой прямые линии (это позволяет также установить, не получился ли снимок в перспективной проекции). Вычисление масштаба снимка по формуле (Х1У.5) менее надежно, так как высота Н фотографирования известна приближенно.

Определение масштабов отдельных аэрофотоснимков или смонтированных на фотосхеме облегчается применением клинового масштаба, который строят для круглых значений численного масштаба, возможных на снимках фотосхемы. На приведенном рисунке клиновой масштаб построен для чис- ленных масштабов 1:15 000, 1:16 000, 1:17 000; расстояния подписаны через каждые 100 м. Раствор циркуля взят с линии на снимке, длина которой на местности равна 752 м. По клиновому масштабу видно, что масштаб аэрофотоснимка равен 1:16 500.