Основные оси каркасно-панельных зданий, как и зданий любых других типов, выносят в натуру от точек и линий геодезической опорной сети, в частности от красных линий, теми же приемами, которые описаны в предыдущих параграфах. Необходимая точность и целесообразные методы выноса осей в натуру зависят от принятого для данного здания «класса точности» и регламентируются нормами СНиП Ш-2-75 и Инструкцией по топографо-геодезическим работам СН 212-73.

Точки основных осей каркасно-панельных зданий закрепляются на местности створными знаками и частично обносками скамеечного типа.

Высотное обоснование строительной площадки создается прокладкой нивелирного хода 4 класса между реперами главной опорной сети города, с включением в ход строительных реперов (не менее двух), расположенных на строительной площадке.

Строительные реперы и знаки, закрепляющие основные оси, закладываются в таких местах стройплощадки, где гарантируется их сохранность и доступность использования при разбивочных работах — это общее правило при любом строительстве.

Контур котлована разбивается от основных осей; если глубина котлована более 5 м, то разбиваются две бровки — верхняя и нижняя, при глубине не более 5 м — только нижняя бровка. После вскрытия котлована и зачистки его дна разбивают на образовавшейся площадке контур здания, в пределах которого возводят фундамент здания. Контур здания разбивают от закрепленных основных осей, применяя теодолит и стальную рулетку. Правильность разбивки контура здания тщательно проверяется контрольными промерами или прокладкой специального теодолитного хода внутри контура здания.

При строительстве высоких каркасно-панельных зданий создают свайный фундамент, располагая сваи рядами либо кустами. В первом случае промерами от основных осей находят положение каждой сваи в соответствии с ее проектным положением и так или иначе отмечают точку погружения сваи. Во втором случае разбивают от основных осей только центральную точку куста свай, а от нее находят промерами или по шаблону положение остальных свай данного куста. После погружения всех свай на каждой из них отмечают с помощью нивелира линии обрезов свай до проектной отметки. Когда затем на сваи будут положены их оголовки и ростверки, производится исполнительная съемка всего свайного поля. Далее идет укладка ригелей, балок, плит перекрытия и установка колонн первого яруса высотой обычно в два этажа здания. С этого момента счет высот ведется от «монтажного горизонта» (до этого счет высот вели от «исходного горизонта»).

При строительстве высоких каркасно-панельных зданий точки внутренней геодезической опорной сети (это обычно точки пересечения линий, параллельных основным осям) проектируют через каждые 8 этажей снизу вверх, от исходного горизонта, применяя специальные приборы вертикального проектирования: тяжелые отвесы, зенит-приборы, приборы СГП, ОЦП, ПОВП, оптический центрир Цейсса и др. Проектирование ведется через отверстия, специально для этого оставленные на плитах перекрытия при их изготовлении.

Поэтажная передача отметок ведется от монтажного горизонта с помощью нивелира и стальной рулетки с миллиметровыми делениями. Для этого устанавливаются рабочие реперы из уголкового железа или обрезков арматуры, привариваемых к колоннам или наружным стеновым панелям. Репером может служить также узкая полоска, нанесенная несмываемой краской на поверхностях тех же конструкций. Отметки реперов, установленных на монтажном горизонте, определяют геометрическим нивелированием от реперов стройплощадки.

Необходимая точность создания плановой и высотной опорной сети на стройплощадке, точность выноса основных осей и поэтажного развития опорной сети высоких зданий, точность разбивок внутри здания должны быть указаны, как и в других случаях строительства, в проекте производства геодезических работ, являющемся составной частью проекта строительства.

В настоящее время разрабатываются лазерные и гироскопические приборы для применения в строительстве. В Новочеркасском политехническом институте на базе лазеров разработаны приборы для автоматической регистрации малых перемещений строительных конструкций, автоматического контроля с точностью 11см в плане и по высоте и управления машинами при проходке тоннелей и других целей. Сконструированы (Канада) лазерные оптические отвесы для вертикального проектирования. В 1970 г. в ГДР запатентовано гироскопическое устройство для определения и сохранения направления вертикали и т. д.