Разбивочные работы для подземного строительства выполнят при проходке стволов шахт, разбивке оси тоннеля, сооруже-т наклонных тоннелей для эскалаторов, укладке обделки тонне- возведении станций и вспомогательных сооружений, а также ладке железнодорожных путей.

Стволы в основном сооружают из железобетонных колец. Гео-зические разбивки в этом случае заключаются в определении >нтра ствола, а затем и его вертикальной оси. В процессе проходки ствола и установки колец следят за их перекосом в горизонтальной плоскости и вертикальностью.

Ось тоннеля разбивают от пунктов подземной полигонометрии. На прямолинейном участке положение оси тоннеля определяется координатами пикетов, вычисленными при аналитической подготовке проекта трассы. Если на участке проходки вблизи пункта подземной полигонометрии оказывается пикет, то любым из возможных способов (полярным, перпендикуляров, линейной засечки) от ближайшего пункта подземной полигонометрии его положение выносят в натуру.

При строительстве наклонных тоннелей в первую очередь производят разбивку тоннеля на поверхности. Если наклонный тоннель в поперечном сечении имеет вид окружности, то сечение его горизонтальной плоскостью будет эллипсом, центр которого совпадает с центром тоннеля. Отсюда следует, что на поверхности необходимо вынести в натуру по координатам центр наклонного тоннеля, по направлению дирекционного угла а наклонной оси тоннеля — размер большой полуоси, а по перпендикулярному направлению — размер малой полуоси эллипса.

Ось наклонного хода при сборке обделки тоннеля задают визирной осью теодолита, устанавливая наклон оси по вертикальному кругу.

При укладке сборной обделки тоннеля как из металлических тюбингов, так и из железобетонных блоков, контролируют правильность укладки их в плане и по высоте. Положение колец обделки в плане определяют от оси тоннеля боковым нивелированием, по высоте — нивелированием свода и лотка. Измеряют эллиптичность колец, т. е. разность проектных и фактических горизонтальных и вертикальных диаметров, а также диаметров под углом 45е. Через 8... 10 колец определяют отклонение передней плоскости колец от перпендикуляра к оси тоннеля, которое называют опережением колец.

Геодезические работы при проходке станционных тоннелей, сооружаемых из тюбингов или блоков, сходны с работами, выполняемыми при строительстве перегонных тоннелей. Исключение составляет повышенное требование к установке колец в продольном направлении (по пикетажу), для чего через 8... 10 колец определяют пикетаж и опережение. После завершения строительства станционных тоннелей производят монтаж внутренних строительных конструкций и оборудования станции, а также монтаж платформ. Эти работы выполняют относительно продольных и поперечных осей станции, которые, в свою очередь, выносят от пунктов полигонометрии.

Для укладки железнодорожных путей в тоннелях закрепляют так называемые путейские реперы. На прямых участках путейские реперы устанавливают через 20 м, на кривых — через 5 м. Их также располагают на всех характерных точках плана и профиля трассы. Путейский репер представляет собой болт со сферической головкой, бетонируемый в обделке тоннеля. Реперы устанавливают таким образом, чтобы верх сферической головки имел высоту, соответствующую высоте головки ближнего к реперу рельса на этом пикете. Пикетаж реперов ведут от знаков полигонометрии путем измерения расстояния между ними. Получив фактическое значение пикетажа реперов, вычисляют их проектные высоты и на эту высоту, пользуясь нивелиром, устанавливают сферические головки болтов. Вычисляют также расстояние г от репера до оси пути и расстояние / от репера до внутренней грани ближнего к реперу рельса. Используя все эти значения, производят укладку рельсов от путейских реперов, пользуясь рейкой и накладным уровнем. Проверку высотного положения рельсов выполняют при помощи нивелира в процессе и после заливки шпал бетоном.