Положение трасс железных и автомобильных дорог, каналов, трубопроводов, линий электропередач и других сооружений линейного типа сначала намечают на карте, а затем уточняют в процессе полевых изыскательских работ. При проектировании трасс топографическая карта позволяет выбрать начальную и конечную точки трассы, точки примыкания к административным центрам, поселкам и промышленным предприятиям и вершины углов поворота трассы, а также на протяжении всей трассы определять сложность ситуации и рельефа с такими точностью и подробностью, которые тре^ буются для оценки технических и экономических условий прохождения трассы по различным вариантам. Карта дает возможность определить графические координаты конечных и угловых точек трассы с точностью, обеспечивающей вынос трассы в натуру, согласно заданным строительным допускам.

Для расчетов необходимого масштаба карты в этом случае потребуется иметь величины погрешностей, допускаемых в проектировании и при изысканиях трасс. Техника работы с картой при проектировании трасс состоит в выборе положения характерных точек трассы (начало, конец, точки поворота), в построении продольных профилей на основе данных карты, в определении координат точек трассы, в изучении условий прохождения трассы по намеченным вариантам направлений, в составлении проекта выноса трассы в натуру.

Направление трасс выбирают также, используя самолет или вертолет н аэрофотоснимки. С воздуха производят аэровизуальное обследование местности по маршрутам предполагаемых направлений трассы. По наиболее вероятным направлениям выполняется аэрофотосъемка и по аэрофотоснимкам определяется точное местоположение того или иного варианта трассы. Наблюдая два перекрывающихся снимка местности в стереоприбор, можно видеть про-, странственное изображение местности (стереомодель) и с помощью измерительных приспособлений стереоприбора определять координаты и отметки точек трассы, предварительно выбрав по стереомо-делн наиболее целесообразное положение варианта трассы. Полученные расстояния н отметки точек трассы позволяют построить продольный и поперечные профили трассы. В настоящее время разработаны специальные приборы для построения профилей трассы по аэрофотоснимкам.