Горизонтальные углы и направления линий на картах и планах измеряют (или строят) геодезическими транспортирами, из которых наиболее распространен полукруглый транспортир ТГ-А-180 с радиусом 90 мм и ценой деления угломерной шкалы 0,5°. При измерениях транспортир необходимо укладывать так, чтобы обе метки нулевого диаметра (0° и 180°) находились на одной линии, а центральная метка (нуль прямолинейной шкалы) совпадала с вершиной угла.

Горизонтальный угол измеряют между направлениями его сторон или их продолжениями, если угол более 180°. Когда стороны измеряемого угла короче радиуса транспортира, то их удлиняют с помощью выверенной линейки, а одну из сторон продолжают для более точного совмещения нулевого диаметра. Величину угла отсчитывают по ходу часовой стрелки; угловой промежуток дуги от ближайшего меньшего штриха до направления стороны угла оценивают на глаз, округляя результат до значения, кратного 5', что соответствует точности измерения углов транспортирами такого типа.

Для измерения дирекционных углов используют линии координатной сетки, нанесенные на карте параллельно оси абсцисс (в направлении север — юг).

Дирекционный угол измеряют по ходу часовой стрелки от северного направления линии, параллельной оси абсцисс, до направления заданной линии. Поскольку линии сетки построены на картах и планах через определенные интервалы, то для измерения дирекционного угла заданное направление продолжают до пересечения с одной из этих линий, расположенных слева от начальной точки, когда дирекционный угол меньше 180°, или справа, когда он больше 180°. Нулевой диаметр транспортира укладывают по координатной сетке, совмещая центральную метку с точкой пересечения линий, после чего отсчитывают дирекционный угол. Когда измеряемый угол больше 180°, то отсчет ведут от южного направления оси абсцисс, используя второй ряд подписей угломерной шкалы транспортира.

Если измеряемый угол близок к 0 ° или 180° и поэтому в пределах листа карты заданная линия не пересекается с абсциссами координатной сетки, то направление сетки параллельно переносят в начальную точку линии с помощью треугольника и линейки и измерение выполняют, как описано выше.

Географический азимут измеряют по ходу часовой стрелки от северного направления географического меридиана, проходящего через начальную точку заданной линии. Направление этого меридиана практически параллельно линиям, ограничивающим карту с запада и востока по внутренней рамке листа. Поэтому для измерения географического азимута направление заданной линии продолжают до пересечения с западной или восточной стороной рамки карты или же параллельно переносят одно из нанесенных на карте направлений географических меридианов в начальную точку заданной линии. Величину азимута определяют транспортиром так же, как при измерении дирекционных углов.