Могильник С-Н весьма небольшой и функционировал, вероятно, сравнительно непродолжительное время, являясь местом захоронения небольшой социальной ячейки, как нам представляется, одной большой патриархальной семьи... Наиболее ранним здесь является подбойное погребение (катакомба) — 10 и ритуальный домик... В погребении 10 была захоронена женщина... Возможно, она была родоначальницей данной семьи [женщина — родоначальница патриархальной семьи, любопытно...], по каким-то обстоятельствам скончавшаяся раньше своего супруга. Как женщина из другого рода, а здесь, вероятно, и другой этнической принадлежности, она была похоронена по своему обряду, в то время как остальные члены семьи были захоронены по обряду отца.

Погребальную площадку вокруг домика должны были по замыслу ограничивать с четырех сторон основные захоронения: с северной и южной сторон — погребения 1 и 7 с четырехстол-бовой конструкцией погребальных камер, наиболее глубокие (250—340), обширные с богатым инвентарем. С В-3 погребения 2 и 5 в ямах с простыми деревянными стенами, меньшей глубины (180—230) и более бедным набором инвентаря. Соответственно две первые ямы должны быть ориентированы длинными сторонами В-3, а вторые две — в направлении С-Ю. Могильные ямы погребений 1 и 5 находились строго под прямым углом друг к другу, и эти направления вписываются в северную и западную стенки реконструированного ритуального домика. Очевидно, оба захоронения были совершены, когда домик еще функционировал и был целым, потому и строго выдержано расположение могил. Захоронения же в могилах 2 и 7 производились значительно позднее, когда стенки домика, вероятно, были уже разрушены и стоял только центральный столб. Оба захоронения были совершены в зимнее время и при ориентировке по заходу солнца, они имели большие отклонения от западного направления к югу. То, что к этому времени не было домика, видно по погребению 2, частично разрушившему его северо-восточный угол.

К числу наиболее поздних относится и погребение 4, которое планировалось, вероятно, расположить по одной оси с погребением 5. Погребение 4 совершалось также в зимнее время, и этим объясняется то, что оно имеет необычные очертания в верхней части, т.к. копалось в промерзшем грунте, а ориентировка по заходу солнца — сильное отклонение южного конца к западу.

Итак, захоронения на могильнике С-Н проводились в следующем порядке, после сооружения ритуального домика:

погребение 10 — женское — мать — родоначальница семьи;

погребение 9 — ребенок, умерший вскоре после матери;

погребение 1 — мужское — сын — глава семьи, умерший летом;

погребение 5 — женское — жена сына, умершая летом;

погребение 7 — мужское — брат мужчины погребения 1 или второе поколение — его сын, умерший зимой;

погребение 2 — женское — жена мужчины погребения 7, умершая зимой;

погребение 4 — ? может быть, младший брат или сын главы семьи, умерший зимой.

Между этими погребениями размещались захоронения детей (3, 6, 8). Единая планировка могильника прослеживается не только по расположению могил, но и по положению умерших в могилах. В подбойном погребении женщина ориентирована головой к ритуальному домику, а в могилах, где удалось проследить положение умерших (погребение 2, 7), они были уложены лицом к центру — ритуальному домику и "дереву жизни" (стр. 331-332)".

Вот как описан "ритуальный домик": "Ритуальный домик имел следующий вид: на центральной площади могильника, на четырехугольной площадке размером 270 х 270 см, с поверхности сняли слой древней почвы на глубину 1—15 см. На этой квадратной площадке построили ритуальный домик, вероятно, из плах. Внутри домика выкопали прямоугольную яму на глубину 50 см., размерами 90-100 см х 200-210 см. Дно этой ямы, по-видимому, служило полом, а возвышение вокруг нее — сиденьями, покрытыми досками или шнурами. В северной половине пола выкопали округлую яму глубиной 60-65 см, в северной части которой в ямку поставили столб толщиной не менее 25-30 см. Этот столб — "дерево жизни" и является центральным объектом всего сооружения. Вероятно, столб у основания был присыпан, возможно, вокруг насыпалась специальная подкладка — конус или тумба, обмазанная глиной.

Прямо против столба — "дерева жизни" к востоку находился ступенчатый вход, а с запада — ниша, служившая местом хранения ритуальной посуды. Возможно, что в этом месте был помост — "стол", на котором находилась ритуальная пища — мясо, жир и священный напиток "сома". Участники трапезы восседали в южной половине домика при совершении поминальных и похоронных обрядов.

Умершие "отправлялись в иной мир — мир предков", то, что ритуальный домик имел углубленный в землю пол, символизировало, вероятно, жилище предков, когда скотоводы обитали в полуземлянках" (стр. 329-330).

"Исследовано 10 могильных ям, шесть из них содержали захоронения взрослых, три — детей. Назначение ямы № 3 не ясно. В центре площади открыты остатки ритуального сооружения. Особо следует отметить большие разрушения и перекопы на межмогильном пространстве, непонятные по своему назначению. Глубокие пологие углубления в могиле 7 (1,3 м) и между могилами 4 и 5 (2,25 м), возможно, являлись коридорами — подходами к погребальным камерам. Не исключено, что между могилами 4 и 5 находится грабительский ход, подведенный к погребальным камерам через боковые стенки. Перекрытия этих могил были практически целыми, а камеры пустыми" (стр. 296-^297).

Вот теперь пора взглянуть на этот замечательный объект С~П. На первый взгляд могильник представляет собой беспорядочно устроенное кладбище. Здесь мы имеем редчайший случай в уральской археологии, когда археологи пользуются археоастрономическими методами в анализе мотивации ориентации могил. Это следует прямо из цитированного текста. Суть идеи при этом такова. Якобы несчастным родственникам покойных непременно нужно было ориентировать могилы по сторонам света. Но они не знали, где находятся восток и запад. В конце концов бедолаги догадались, что восток там, где восходит солнце, а запад — где заходит. Поскольку похороны проходили летом и зимой, постольку ориентация зимних могил (2, 7 и 4) по заходу солнца привело к отклонению "от западного направления к югу" или "южного конца к западу". Летние могилы (1 и 5) ориентированы правильно — по сторонам света. Этот случай археоастрономии шокирует. Как же с такой высоты должна выглядеть космологическая архитектура? Но продолжим...