Сооружения такого рода укладываются на местности строго по проектному уклону. Поэтому необходимую для построения продольного профиля точность высотного обоснования (главного и рабочего) по трассе рассчитывают, исходя из допускаемых в процессе строительства отклонений от проектного уклона канала или трубопровода.

Принято считать, что точность высотного обоснования продольного профиля трассы будет достаточной, если возможная погрешность нивелирования не превысит половины строительного допуска. Величины ожидаемых погрешностей нивелирования сопоставляют с величинами строительных допусков прежде всего в концах расчетных участков — участков между смежными точками перепада жидкости (подъема иди сбрасывания). Расчетным будет также участок от начала до конца сооружения, состоящего из ряда ступеней, и заранее, не имея профиля трассы, нельзя сказать, где требования к точности нивелирования будут выше — в пределах ли одной кш<ои ступени или всего ряда ступеней, и в особенности, когда уклоны местности вдоль трассы окажутся малыми. Использование естественных уклонов местности для строительства сооружений подобного рода является задачей первостепенной, в противном случае сооружение придется укладывать в глубоких выемках или высоких насыпях.

Для того чтобы сооружение и на коротких отрезках располагалось по заданному уклону, вдоль трассы прокладывают в качестве высотного рабочего обоснования нивелирный ход IV класса, реперы которого через 200—400 м устанавливают в 10—40 м от трассы. К этим реперам привязывают ходы технического нивелирования, прокладываемые по пикетажу, для предупреждения накопления погрешностей, превышающих половину строительного допуска. При этом контролируют укладку сооружения не только по заданному уклону, но и по заданным проектным отметкам.

Горизонтальным (плановым) рабочим обоснованием по трассе служит обычно теодолитный ход, вершины которого находятся в точках поворота трассы, а стороны совпадают с грассой. Кроме угловых точек закрепляют знаками (столбами, трубками и т.д.) еще некоторые створные точки в тех местах трассы, где должна производиться топографическая съемка участка, намеченного под строительство узла сооружения (плотина, шлюз, насосная станция, водозаборные сооружения и т.д.). Теодолитный ход привязывают для контроля и локализации накопления погрешностей к главной опорной сети — триангуляции, полигонометрии. Допустимые длины теодолитных ходов между опорными пунктами рассчитывают, исходя из допустимых погрешностей в координатах точек трассы и ориентировки трассы. Для предварительной прикидки можно принять, что погрешность в координатах не должна быть больше Уюоо длины всего хода.