Являются тоннельная триангуляция, линейно-угловая сеть или поли-гонометрия, заменяющая триангуляцию. Для сгущения основного геодезического обоснования вдоль запроектированной трассы тоннеля прокладывают ходы основной полигонометрии.

Для передачи координат от пунктов основной полигонометрии к стволам прокладывают сети подходной полигонометрии или триангуляции. Приведем общую схему планового геодезического обоснования на поверхности, создаваемую для сооружения тоннелей метрополитена.

Далее выполняют ориентирование подземных выработок, т.е. передают дирекционный угол и координаты в подземные выработки. Ориентирование выполняют на пункты подземной полигонометрии, закрепленной у ствола. В подходных штольнях до выхода на перегонный тоннель прокладывают подходную подземную полигонометрию. После выхода на трассу вслед за движущимся вперед забоем прокладывают ходы сначала рабочей полигонометрии со сторонами 25...50 м, а затем основной подземной полигонометрии со сторонами 50... 100 м. При удалении забоя на 200 м и более от ствола для повышения точности передачи дирекционно-го угла от приствольной линии к забою прокладывают главные ходы подземной полигонометрии. Пункты главных полигономет-рических ходов совмещают через две-три стороны с пунктами основной подземной полигонометрии.