При всем разнообразии типов грузоподъемных кранов (башенные краны, козловые, мостовые, портальные и др.) всех их объединяет одно — высокие требования к соблюдению проектных габаритов и к точности положения в плане и по высоте рельсовых подкрановых путей. Несоблюдение в этом отношении установленных официальным путем нормативов полностью должно быть исключено, так как иначе становятся неизбежными тяжелые аварии. Это обстоятельство накладывает обязанность систематической проверки состояния рельсовых путей в период эксплуатации крана.

К числу руководящих указаний и официальных документов относятся, в частности, следующие: «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (М., Недра, 1968): «Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов, СН—78—79» (М., Стройиздат, 1979 г.).

Проектанты подкрановых путей, руководствуясь официально установленными нормами, указывают в рабочих чертежах проекта габариты сооружения и величины допускаемых погрешностей при строительстве подкрановых путей и отклонений от проектных данных в период эксплуатации крана. В соответствии с этим составляется проект геодезических работ на период строительства и на период эксплуатации подкрановых путей.

Для кранов, работа которых является составной частью технологического процесса предприятия, выверка подкрановых путей проводится регулярно в течение всего длительного периода работы предприятия. При строительстве наземных зданий и сооружений, когда применяются преимущественно башенные краны, период их эксплуатации на каждом объекте строительства относительно короче, однако и в этот период непрерывно проводится систематическая выверка подкрановых путей в геометрическом отношении, причем выверяются: 1) прямолинейность оси пути или правильность расположения его на проектной кривой; 2) соблюдение проектного расстояния между рельсами; 3) соблюдение в пределах проектных норм разрывов на стыках смежных рельсов.

Ось подкранового пути намечается на местности от оси здания (сооружения) на расстоянии, официально установленном для данного типа крана. Прямолинейную ось сначала закрепляют (колышками, металлическими штырями или трубками) в двух крайних точках, а затем по теодолиту выставляют в створе дополнительные знаки через 5—10 м. В дополнительных и крайних точках строят теодолитом прямые углы, разбивая таким образом поперечники к оси. Все знаки забиваются вровень с поверхностью земли, а их отметки определяются геометрическим нивелированием.

В случае криволинейного пути разбивают кривые затем поперечники к оси. В любом случае поперечники не должны быть короче, чем ширина полотна пути.

По полученным данным измерений составляют план и профиль пути, которые служат основой для составления проекта пути. Вынос проекта в натуру состоит преимущественно в установке по нивелиру колышков по проектным отметкам как на оси пути, так и на поперечниках, для производства земляных работ по вертикальной планировке полотна пути.

Продольный уклон полотна пути не допускается более 0,005, а поперечный более 0,01 (в сторону водоотвода). На грунтах хорошо дренирующих или скальных полотно устраивают горизонтально.

На уплотненное полотно пути насыпают из гравия балласт, соблюдая проектные отметки и ширину балластной призмы. На последнюю укладывают шпалы и рельсы, предварительно восстановив по теодолиту ось пути. По оси пути протягивают проволоку, относительно которой и производят точную укладку (рихтовку) шпал и рельсов. В вертикальном направлении рихтуют с помощью нивелира, пользуясь проектными отметками. По ширине рельсы укладывают обычно с помощью шаблона.

По окончании закрепления рельсов на шпалах производят исполнительную съемку подкранового пути, поверяя тем самым габариты сооружения и правильность положения его в плане и по высоте. Если где-либо будут обнаружены при этом отклонения от проекта, превышающие допускаемые величины, то рихтовка проводится снова.

Для геодезических работ при устройстве подкрановых путей для башенных кранов необходимы теодолит и нивелир технической точности и стальная компарированная рулетка.