Тоннели метрополитена глубокого заложения сооружают преимущественно щитовым способом. Проходческий щит представляет собой жесткую передвижную стальную конструкцию цилиндрической формы и состоит из трех основных частей: ножа, служащего несущей конструкцией, опорного кольца и оболочки. Опорное кольцо укреплено вертикальными и горизонтальными перегородками с выдвижными платформами. Щит оборудован 24 гидравлическими домкратами, предназначенными для его передвижения по трассе. Щит монтируют в щитовой камере. В оболочке собирают тюбинговые кольца, необходимые для крепления тоннеля и упора щитовых домкратов при выдвижении щита из камеры. Грунт выбирают на полное поперечное сечение с глубиной заходки около 1 м, включают гидравлические домкраты, которые упираются в собранное в оболочке кольцо и передвигают щит вперед. После его передвижения и выключения домкратов их упоры втягиваются в опорное кольцо, а в освободившемся пространстве собирают с помощью блокоукладчика очередное тюбинговое кольцо.

При сооружении тоннелей щитовым методом в мягких грунтах разработку породы перед щитом не производят, а вдавливают щит в грунт забоя домкратами. В настоящее время на строительстве метрополитенов применяют механизированные щиты, обеспечивающие разработку породы в забое, ее уборку и погрузку в вагон механизированным способом.

В особо сложных гидрогеологических условиях (плывуны, водо-насыщенные неустойчивые породы) применяют проходку под сжатым воздухом (кессонные работы). В этом случае в тоннеле устраивают шлюзовую камеру для пропуска грузов, прохода людей, а также для передачи координат и дирекционных углов из зоны нормального давления в рабочую зону высокого давления, где работы ведут непрерывно.

При сооружении тоннелей на путях сообщений установлено три вида габаритов: подвижного состава, приближения строен™ и приближения оборудования. Габарит подвижного состава 1 (рис. 27.3) определяется контуром, внутри которого помещается подвижной состав со всеми выступающими частями с учетом его раскачки и наклона при поломке рессоры. Габарит приближения оборудования 2 определяется контуром, соединяющим наиболее выступающие точки различного оборудования (кабелей, светофоров, релейных шкафов, осветительных фонарей и др.), устанавливаемого в тоннелях. Габарит приближения строения 3 определяется контуром, соединяющим выступающие внутрь точки обделки тоннеля. Пространство 4 между габаритом подвижного состава и габаритом приближения оборудования называют габаритным запасом. Его устанавливают проектировщики. Как правило, он равен 100 мм. Габаритный запас служит исходной величиной при расчете требуемой точности геодезических работ.

Форма поперечных сечений зависит от размера строящегося тоннеля, его назначения, способа сооружения, интенсивности и направления давления грунта. Тоннели метрополитена глубокого заложения обычно строят однопутными с круглым сечением. При мелком заложении они имеют прямоугольное сечение и строятся как однопутными, так и двухпутными.