Направление трассы выбирают по топографической карте масштаба 1:100 000 и крупнее или по аэрофотоснимкам. Выбранное по карте направление трассы проверяют путем осмотра местности в натуре, где ситуация и рельеф могут измениться после издания карты вследствие, например, нового строительства. Для выбора наивыгоднейшего направления трассы необходимо знать и учитывать технические условия строительства и эксплуатации соответствующего сооружения.

В настоящее время разработан способ выбора направления трасс по цифровой модели местности с использованием ЭВМ.

Поскольку строительство сооружения по трассе связано с изъятием земель от других землепользователей и с нарушением их хозяйственных интересов, положение выбранной по карте трассы согласовывают с заинтересованными юридическими лицами (ведомствами и организациями).

После согласования трассу выносят с карты на местность и закрепляют знаками: начало и конец трассы, точки поворота трассы, створные точки. Тип знака для закрепления точек зависит от необходимого срока сохранности их на местности. Створные точки закрепляют вехами высотой до 6 м, устанавливаемыми не реже чем через 1 км по трассе.

Трассу выносят на местность либо по координатам основных ее точек, либо по данным привязки трассы к предметам местности. Как координаты, так и элементы привязки обычно определяют по топографической карте или по аэрофотоснимкам графическим путем. При выносе трассы по координатам точки трассы выносят от опорных геодезических пунктов, а по данным привязки к предметам местности — от предметов местности. В первом случае при значительном удалении пунктов главной геодезической опорной сети (триангуляции, полигонометрии) от трассы приходится прокладывать от них к трассе теодолитные ходы либо определять засечками положение дополнительных точек, расположенных вблизи трассы.

Одновременно с закреплением точек трассы в стороне, 20— 100 м от нее, устанавливают временные реперы на расстоянии 1— 3 км один от другого. Отметки этих реперов определяют путем проложения нивелирного хода IV класса, привязываемого не реже чем через 50 км к реперам I—III классов. Реперы нивелирования IV класса служат рабочим обоснованием для нивелирования по самой трассе в процессе изысканий, а также и для разбивочных работ при строительстве сооружения.