Во многих странах в 80—90-х гг. были приняты государственные программы, направленные на сокращение применения средств химизации и поощрение перехода на природоохранные формы земледелия. Правительства Индонезии и даже Пакистана отказались поддерживать программы развития сельского хозяйства, предполагающие использование пестицидов. В Швеции, Дании и Голландии принимаются меры по снижению объемов применения агрохимикатов. Для этого вводятся различные экологические налоги. В Дании налог взимается за несоблюдение требований по безопасному применению минеральных удобрений. В Австрии в 1986 г. введен "почвозащитный сбор". Его размер составляет 5 австрийских шиллингов за 1 кг действующего вещества азота, 3 шиллинга за 1 кг калия и 1,5 шиллинга за 1 кг фосфора. Правительством Швеции введен экологический налог, который составляет 0,60 шведской кроны за 1 кг азота и 1,2 шведской кроны за 1 кг фосфора. Размер установленного налога соответствует 10% стоимости удобрений. Налогом облагается и применение в сельском хозяйстве ядохимикатов [84].

Наряду с мерами принуждения широко используются и методы экономического поощрения перехода на экологически безопасные формы земледелия. Они в основном представлены различными финансовыми выплатами, компенсациями, субсидиями. Их получают фермеры, которые внедряют природоохранные технологии выращивания сельскохозяйственных культур и производят экологически безопасную продукцию. Так, в Финляндии фермерам в течение трехлетнего переходного периода в соответствии с природоохранной программой для сельского хозяйства предоставляются ежегодные выплаты в размере 1400—1800 марок, а в последующем — 700 марок/га. Ожидается, что в ближайшее время в эту программу будет включено 90% фермерских хозяйств с общей площадью около 2000 тыс. га [454].